Образование детей с ОВЗ

  • Программой дистанционного обучения охвачены дети-инвалиды области. Из 13
    инвалидов, обучающихся в МБОУ СОШ № 20, один обучается на дому, остальные
    посещают школу.
  • В 2013 году в рамках проекта были получены и установлены комплекты
    программного обучения и оборудования (для учителя, обучающегося) для проведения
    дистанционных занятий.

Документы

ФГОС для лиц с умственной отсталостью

ФГОС НОО для лиц с ОВЗ

Приказ Минобрнауки “Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов”

Приказ Минобрнауки РФ о приёме в образовательных учреждениях

Приказ Минобрнауки РФ об утверждении Положения о ПМПК

Приказ Минобрнауки “Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов”

О сохранении сети коррекционных ОУ

О государственной аккредитации

Об инклюзивном образовании

Об итоговой аттестации обучающихся с ОВЗ

Паспорт доступности для инвалидов и маломобильных групп населения (здание начальной школы)

 

 

 

Паспорт доступности для инвалидов и маломобильных групп населения (здание основной школы)

 




 

В настоящее время современное общество нуждается в образованных, высоконравственных гражданах, обладающих не только глубокими знаниями, но и особенными чертами личности: добротой, щедростью души, толерантностью, способностью строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих людей. Задача формирования такой личности возложена на современное образование, прежде всего на школу.

 

 

Выступление учителя истории и обществознания, заместителя директора Арзумановой Елены Сергеевны перед учителями города на курсах повышения квалификации “Инклюзивное образование в современных условиях реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ”

 

Инклюзивное образование в МБОУ СОШ № 20 г.о.Королёв Московской области

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальное образование)

В настоящее время около   2 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (8 % от общего числа детей), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.

2023-2024 учебный год

  • В текущем учебном году в нашей школе на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии обучалось 14 детей с ОВЗ, 5 обучающихся с двойным статусом  и 10 детей-инвалидов.
  • Обучение по адаптированным общеобразовательным программам проводилось с согласия родителей (законных представителей).

В школе созданы специальные условия для получения образования:

  • имеются образовательные программы;
  • используются определённые методы обучения и воспитания;
  • учебные пособия и дидактические материалы;
  • проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия;
  • обеспечен доступ в здание школы и др.
  • по индивидуальному расписанию работают педагог-психолог, учитель-логопед.

ПРИНЦИПЫ ИНКЛЮЗИИ

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
  • Каждый человек способен чувствовать и думать
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
  • Все люди нуждаются друг в друге
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

Инклюзивная среда в образовании

Инклюзивная среда – это пространство, где каждый чувствует, что ему рады, ценят и уважают, независимо от его различий.  В школе создана иклюзивная среда, которая способствует формированию чувства принадлежности и поощряет разнообразие, равенство и инклюзию. Это важный элемент создания безопасного и благоприятного сообщества, будь то классная комната, рабочее место или общественный центр.

Нормативно-правовое обеспечение

  • -ФЗ №273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»
  • -Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
  • -Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ» (зарегистрирован Минюстом России 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809).
  • -Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован Минюстом России 27 января 2023 г., регистрационный № 72149).
  • -Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован Минюстом России 21 марта 2023 г., регистрационный № 72654).
  • -Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован Минюстом России 21 марта 2023 г., регистрационный № 72653).
  • -Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (зарегистрирован Минюстом России 30 декабря 2022

Обучение по АООП

Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Нормативно-правовая база и общая характеристика федеральных адаптированных программ для обучающихся с ОВЗ

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральный закон № 371-ФЗ от 24.09.2022 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».
  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован 27.01.2023 № 72149).
  1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован 21.03.2023 № 72654).
  1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован 21.03.2023 № 72653).
  1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (зарегистрирован 30.12.2022 № 71930).
  2. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 31.08.2023 № АБ-3569/07 «О направлении разъяснений по организации образования обучающихся с ОВЗ в 2023/24 уч.г.»

Варианты адаптированных основных общеобразовательных программ образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

ВАРИАНТ  1

  • Обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения.

ВАРИАНТ 2

  • Обучающийся получает образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения.

ВАРИАНТ 3

  • Обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения.

ВАРИАНТ  4

  • Обучающийся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения. Обучающийся получает образование по специальной индивидуальной программе развития (СИПР). Содержание СИПР и итоговые результаты образования определяются индивидуальными возможностями обучающегося.

 

Нормативно-правовая база и общая характеристика федеральных адаптированных программ для обучающихся с ОВЗ

  1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован 21.03.2023 № 72654).
  2.       2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован 21.03.2023 № 72653).

Каждая школа совершает свой путь к инклюзии. 

С января 2013 года обучающийся Бочкарёв Александр был включен в проект «Дистанционное образование детей-инвалидов». С этой целью учителя, задействованные в данном проекте прошли, специализированные курсы по использованию дистанционных технологий, посещали зональные конференции по теме «Организация работы с детьми-инвалидами с использованием дистанционных образовательных технологий и цифровых образовательных ресурсов». На базе УМОЦ были проведены курсы обучения для родителей. В 2013 году в рамках проекта были получены и установлены комплекты программного обучения и оборудования (для учителя, обучающегося) для проведения дистанционных занятий. В 2023-2024 учебном году детей-инвалидов на дистанционном обучении на дому не было.

Инклюзивная среда в образовании, шаги   создания

  • Создать доброжелательную атмосферу:Убедитесь, что каждый чувствует себя желанным гостем и участником процесса с момента своего прихода. Тепло встречайте всех и убедитесь, что у них есть все необходимое, чтобы чувствовать себя комфортно.
  • Способствовать открытому общению:Поощряйте открытое и уважительное общение между людьми и активно выслушивайте мнения и опыт других.
  • Праздновать разнообразие:Создавайте возможности для изучения и празднования различных культур, языков и происхождения. Отмечайте праздники и события, которые отражают разнообразие общества.
  • Обеспечивать приспособления: Обеспечить каждому доступ к ресурсам и приспособлениям, необходимым для полноценного участия в мероприятиях.
  • Бороться с дискриминацией:Устраните любую дискриминацию или предубеждение, которые могут иметь место в среде, и разработайте политику и процедуры, чтобы предотвратить их повторение.

УРОКИ ДОБРОТЫ – цикл из пяти уроков

В школе ежегодно проводятся уроки доброты, на которых дети своими руками изготавливают поздравительные открытки, поделки, подарки для больных детей, находящихся на лечении в стационарах. Проводим совместные праздники, утренники, классные часы и другие школьные мероприятия.

Цель: изменить отношение детей к людям с инвалидностью, показать, что инвалидность не является основанием для отторжения человека, что он такой же, как и все остальные, и имеет равные права и возможности.

Задачи:

  • рассказать об особенностях людей с инвалидностью и о том, какие приспособления и условия позволяют им вести самостоятельную жизнь;
  • рассказать о жизни людей с инвалидностью, об их правах и возможностях, о том, как и где они могут учиться, где и кем могут работать, какими видами спорта и творчества могут заниматься;
  • рассказать о совместном обучении в обычной школе детей с инвалидностью и без инвалидности, то есть о доступной школе для всех.

Тематика занятий одинакова для всех возрастов учеников, но есть различия в подаче материала и в работе с ним в разных возрастных группах. Самое главное — дети делают все выводы самостоятельно и ощущают новизну открытия, что помогает лучше закрепить пройденный материал.

 

 

Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.
Принять